[ ГЛАВНАЯ ] [ ПОЧТА ]

 
 

       МАТЕРИАЛЫ \ "Пароход на Вятке"

 

 

 

В своих календарях краеведческий отдел Герценки дает такое сообщение: 140 лет назад (1861) весной в г. Вятку пришел первый пароход. С этого момента наши речники и повели отсчет истории парового судоходства. Но она оказалась на шесть лет длиннее.
Никогда еще здание областной филармонии (а тогда это было на ул. Энгельса, 41) не вмещало в свой зал столько людей в форменной одежде речного флота, как 23 декабря 1961 года, когда торжественно отмечали 100-летие парового судоходства на р. Вятке.
Идею празднования юбилея предложил известный кировский краевед В.Г. Пленков (1896 - 1979). Василий Георгиевич был искренен, считая 1861 год датой начала покорения Вятки пароходами. Он же сумел заинтересовать историей начальника Вятского речного пароходства Г.М. Коваленко, благодаря деловой энергии которого праздник состоялся. Увы, с опозданием на шесть лет.
Вскоре выяснилось, что первый пароход пришел в Вятку 11 мая 1855 года. Подтверждение этому - статья "Пароход на Вятке", опубликованная в августовском номере журнала "Отечественные записки" за 1855 год.
1861 год, длительное время считавшийся датой начала парового судоходства на р. Вятке, точнее считать годом прихода в губернский центр первого собственно вятского парохода "Вятка", бороздившего воды одноименной реки уже вторую навигацию. Впрочем, сорок лет назад этого еще не знали.
Праздновать юбилеи тогда только учились, поэтому отметили его по нынешним меркам более чем скромно. Вот так писала об этом "Кировская правда": "С докладом выступил начальник пароходства тов. Коваленко. Заместитель министра речного флота РСФСР тов. Назаров вручил переходящее Красное знамя. Свыше 400 речников награждены Почетными грамотами. С приветственными речами выступили представители смежных пароходств. Участники собрания приняли обращение ко всем речникам Вятки и обязательства на 1962 год".
Пусть опоздали с юбилеем, зато вспомнили о роли судоходства и пароходства, в частности в развитии края, занялись сбором сведений по истории затонов, пристаней, предприятий Вятского речного пароходства, отметили ветеранов, которые почувствовали себя если не героями, то по крайней мере заслуженными людьми.
А вот еще одна история, связанная с судами на Вятке
ДВАЖДЫ ПЕРВЫЙ
120 лет назад, в навигацию 1881 года на Вятке появился новый буксиро-пассажирский пароход "Перекат". Число судов такового типа на реке уже перевалило за десяток, поэтому едва ли обратили внимание на тот факт, что это был первый пароход вятской постройки.
Место рождения первенца местного парового судостроения - заброшенный ныне Иловатский затон в окрестностях г. Орлова. Владелец судна Т.Ф. Булычев не случайно дал ему такое название. Спроектированный специально для Вятки с ее многочисленными перекатами, пароход без особого труда преодолевал мели, перевозя пассажиров и разнообразные грузы.
Через тринадцать лет судовладелец надумал провести качественное обновление флота. "Перекат" в том же Иловатском затоне подняли на берег и приступили к его перестройке в 2-этажный пассажирский пароход "американского" типа - первый на Вятке.
Вместе с новой надстройкой он получил и другое название - "Гражданин". Таких пароходов на Вятке еще не видали. Он приятно удивил комфортом даже бывалых пассажиров, но ездили на нем неохотно из-за валкости, которая была следствием малой ширины корпуса, утяжеленного к тому же высокими новыми надстройками. При скоплении людей на одном борту у парохода появлялся заметный крен, по поводу которого шутили: "Гражданин" брюхо показывает".
Первый "блин" получился комом. Впрочем, обновляя пароход, Т.Ф. Булычев достиг двух целей: "омолодил" далеко не новое судно, называя годом постройки "Гражданина" 1895-й, и привлек внимание респектабельных пассажиров невиданными ранее удобствами. Если служба "Переката" проходила тихо и спокойно, то "Гражданину" явно не везло. Он часто садился на мели, сталкивался с другими судами, а в сентябре 1915 года затонул вблизи пристани Горки. Через несколько дней его подняли и увели на ремонт в Аркульский затон.
Восстановленный "Гражданин" вернулся на линию Вятка - Казань, впрочем, ненадолго. С 1918 года он находился на приколе в Жуковском затоне на р. Вятке и в 1925 году пошел на слом. Такова судьба старого парохода, которому довелось быть дважды первым: первенцем местного парового судостроения и родоначальником великолепной семерки вятских "американцев".

 

   

 


                     © Ретрофлот - информационный сайт о речном флоте
                     Сайт входит в проект © "Российский речной флот и туризм INFOFLOT.RU"
                     При использовании материалов ссылка на INFOFLOT.RU обязательна.
                     Пишите нам: mail@infoflot.ru \ Россия, 2001-2013
                     Информация на странице обновлена: 30 Декабрь, 2002