[ ГЛАВНАЯ ] [ ПОЧТА ]

 
 

       МАТЕРИАЛЫ \ "Камская речная магистраль"

 

 

 

В XVIII веке по Каме за навигацию проходило до 550 судов. Это были парусные и весельные ладьи, насады, коломенки, беляны, расшивы, дощаники. Причем большая часть этих судов служила один сезон: их бросали, так как выгоднее было строить новые суда, чем возвращать назад старые. Обычно пустые суда продавали на дрова. Количество построенных в камском бассейне судов увеличилось с 360 в 1789 г. до 855 – в 1840 г.

Тянули суда на своих плечах бурлаки. В начале XIX в. бурлаков на Каме насчитывалось около 60 тысяч. Особенно опасным являлся бурлацкий труд на реке Чусовой. Каждый год погибали или умирали тысячи бурлаков.

В XIX веке мастер лесопильного завода в Огурдино А.И.Дурбажев создал коноводку. Проходила коноводка за сутки 20 верст и могла перевозить груз до 300 тыс. пудов. За самим судном следовал караван из 10-15 барж. Коноводка двигалась с помощью канатов. Эти канаты по переменке заводили на лодке впереди баржи, а затем они наматывались на барабан, который вращали несколько лошадей.

В 1817 году на Пожевском заводе были построены два первых парохода. Весной 1819 г. пермские жители были удивлены внезапным и шумным появлением на Каме двух пароходов помещика Всеволожского. Городской летописец Ф.А.Прядильщиков писал: “Чудные судна, после нескольких рейсов перед городом, поплыли на Волгу – и не возвращались оттуда”.

Вновь пароход появился в Перми только спустя 27 лет. В 1846 г. открылось “Пермское пароходное общество”, построившее деревянный буксирный пароход с характерным названием “Пермь” в 60 л.с. для плавания в камских водах. Учредителями этой первой частной пароходной компании были В.В.Парначев, О.Л.Цветков и Н.И.Ильин. Уже в навигацию 1851 года по Каме ходило 11 пароходов, а к 1860 г. было учреждено еще пять пароходных компаний.

В 1858 г. пароходное общество “Кавказ и Меркурий” установило срочное пассажирское сообщение между Пермью и Нижним Новгородом с “попутными городами”, пустив четыре волжских парохода: “Лоцман”, “Молодец”, “Бурлак” и “Сильвестр”. Однако только через год пассажирское движение по Каме стало регулярным. Как писал в своем путеводителе Л.Горшенин, “берега многоводной, но малооживленной и довольно пустынной реки закипели жизнью”.

В 1861 г. на Каме было уже 43 парохода, из них 12 пассажирских, 6 буксирно-пассажирских и 25 буксирных. С 1863 г. открылось пассажирское сообщение вверх по Каме до Усолья, а через год между Пермью и Мотовилихой начал ходить катер “Кунгурячок”. С 1888 г. устанавливается пассажирское сообщение по рекам Чусовой и Сылве до Кунгура.

В 1889 г. на Каме между Пермью и Нижним Новгородом курсировали 27 пароходов: 10 почтово-пассажирских братьев Каменских, 4 пассажирских Любимова, 9 буксирно-пассажирских Курбатова и 4 буксирно-пассажирских Григорьева.

В начале XX века появились пароходные общества, обеспечивающие местное сообщение: между Пермью и Осой (“Истомин и К°”), между Пермью, Усольем и Чердынью (пароходство Беклемешева) и др. В 1911 г. произошло важное событие: пароходство И.Любимова выпустило первый пассажирский теплоход “Урал”. В навигацию 1911 г. на Каме было уже 50 пассажирских пароходов, из них 12 принадлежало братьям Каменским, 11 – Любимову, 7 – Кашиной, 7 – Ржевину, 4 – Савину, 3 – товариществу “Русь”, столько же – Беклемешеву и Истомину.

 

   

 


                     © Ретрофлот - информационный сайт о речном флоте
                     Сайт входит в проект © "Российский речной флот и туризм INFOFLOT.RU"
                     При использовании материалов ссылка на INFOFLOT.RU обязательна.
                     Пишите нам: mail@infoflot.ru \ Россия, 2001-2013
                     Информация на странице обновлена: 30 Декабрь, 2002