[ ГЛАВНАЯ ]

 
 

       МАТЕРИАЛЫ \ "Добрянский завод"

 

 

 

В 1911 г. на Добрянском железоделательном заводе графа С.А. Строганова в Пермской губернии был построен новый буксирный теплоход "Косвякъ". Это был двухвинтовой маневренный и экономичный теплоход.

Добрянский завод славился своим высококачественным железом, во второй половине XIX века его материальная база и квалификация рабочих позволили перейти и к ремонту камских пароходов.

С конца 1870-х гг. на заводе поочередно проходили ремонт пароходы "Строганов", "Еруслан" и "Аника", обслуживавшие пермское имение Строгановых. Зимой 1881-82 гг. во время ремонта парохода "Строганов" на нем были установлены новые шпангоуты, колеса, поршни, пружины и т. д. В зимовку 1889-90 гг. на этом же пароходе была "исправлена машина" и установлены новые паровые котлы, которые "пробу... выдержали весьма удовлетворительно".

На следующий год на "нефтяное топливо" был переведен пароход "Аника". Зимой 1899-1900 гг. капитальному ремонту в Добрянке подвергся все тот же "Строганов", на котором заменили заклепки и железные листы подводной части корпуса, построили новую палубу и исправили паровую машину.

Частые поломки устаревших пароходов, их невысокая производительность сдерживали сбыт продукции, отрицательно влияли на доходы прикамских заводов.

С целью выхода из создавшейся ситуации в 1895 г. караванный Манаков предложил конторе построить в Добрянке небольшой пароход для обслуживания завода. Это предложение, хотя и с поправками, было принято.

В 1897 г. заводской техник А.И. Кузнецов разработал проект парохода мощностью "в 360 индикаторных сил". В обосновании своего проекта он писал, что механические заводы "завалены заказами" на пароходы, и многие желающие не могут их приобрести, а "поэтому можно быть уверенным, что небольшие, средней силы пароходы не будут подолгу оставаться не продажными", но если такое все же произойдет, то пароход все равно будет приносить прибыль, работая "при движении караванов Пермского имения". Такой пароход можно было построить за один год, но реализация этого плана сильно затянулась. Претерпел существенные изменения и сам проект. Решено было строить не пароход, а теплоход, закупив для этого специальные двигатели.

Новое речное судно было построено в 1911 г. Теплоход имел железный корпус длиной 70 футов и шириной 14. Два вертикальных двухцилиндровых "нефтяных двигателя" шведского производства позволяли буксировать груз до 35 тыс. пудов со скоростью 3 версты в час против течения. Стоимость теплохода, получившего название "Косвякъ", составила 14 тыс. руб. Судовая команда насчитывала 9 человек. Капитаном был назначен В.В. Ромашов, который не имел специального образования, но обладал большим опытом практической работы в качестве штурмана и лоцмана на камских пароходах.

По оценкам специалистов, "освидетельствовавших" теплоход, он получился довольно удачным. Многих привлекала значительная экономичность "Косвяка", его маневренность. Для демонстрации этих качеств теплоходу приходилось "несколько раз выходить на смотры".

Новое судно работало на обеспечении прикамских заводов необходимыми материалами, ходило по Волге до Царицына, поднималось по Каме до Верх-Кондоса. Лишь в октябре 1911 г. "Косвякъ" вернулся в Добрянку, доставив на завод из Левшино 1 тыс. пудов хромитовой руды.

Перезимовав в добрянском затоне и подвергнувшись незначительной переделке, с весны 1912 г. теплоход вновь приступил к работе. 26 июля на нем произошла серьезная авария. Был сломан гребной винт правой машины. Его восстановление потребовало значительных усилий. Во время подъема кормы несколько раз обрывались стропы, но в конечном итоге все обошлось благополучно, и "Косвякъ" продолжил свою работу на Каме и Волге.

 

   

 


                     © Ретрофлот - информационный сайт о речном флоте
                     Сайт входит в проект © "Российский речной флот и туризм INFOFLOT.RU"
                     При использовании материалов ссылка на INFOFLOT.RU обязательна.
                     Пишите нам: mail@infoflot.ru \ Россия, 2001-2013
                     Информация на странице обновлена: 18 Декабрь, 2002